ГАРДНЕРА ФАРФОР - ГА́РДНЕРА ФАРФО́Р (гарднеровский фарфор), фарфоровые изделия, выпускавшиеся заводом в подмосковном поселке Вербилки (см. ВЕРБИЛКИ).
Владельцы
Фарфоровый завод в Вербилках был основан Францем Яковлевичем Гарднером (см. ГАРДНЕР Франц Яковлевич), вероятнее всего, в 1766 (по другим сведениям: в 1756, 1759, 1761). Для предприятия он купил у князя Николая Урусова землю в Дмитровском уезде и в марте 1766 представил в Мануфактур-коллегию при челобитной копию с купчей. Обосновавшись в Вербилках, Гарднер, по-видимому, сначала занимался изготовлением опытного фарфора и в малых количествах. Вероятно, на первых порах в этом новом для него деле ему помогал Иван Гребенщиков, открывший секрет фарфора и занимавшийся изготовлением изделий из него, - в первые годы Гарднер выпускал табачные трубки и посуду такие же, как и на фабрике Гребенщикова.
Освоив выпуск нескольких видов продукции неплохого качества, Гарднер решился на учреждение собственной фабрики. Разрешение было получено, в указе было сказано, что Гарднер «вознамерился таковую фабрику собственным своим иждивением... завесть и содержать». В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера, Франц Францевич, и некий Гаттенберг, иностранец, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом (см. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД).
Со времени основания фабрики и до 1891 она принадлежала трем поколениям Гарднеров. После смерти Франца Яковлевича фабрика перешла к его сыну, Францу, ненадолго пережившему отца, затем к жене Ф. Ф. Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале 19 в. фабрика переходит к ее сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство. От них в середине 1850-х годов фабрика переходит к Владимиру Петровичу и Александру Петровичу, затем владелицей становится жена третьего брата, Павла Петровича, - Елизавета Николаевна, и от нее в 1891 поступает в собственность Матвея Сидоровича Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович).
Изделия
Гарднеровская фабрика считалась лучшей в России. Ее фарфор до середины 19 в. не имел соперников, а некоторые изделия не уступали иностранным. Характерной чертой массовых изделий гарднеровской фабрики 18 в. являлась простота. В отличие от Императорского завода фабрика Гарднера работала в расчете на широкого потребителя и вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи. Позднее по этим образцам русские заводы выпускали продукцию в течение более чем ста лет. В середине 1770-х годов в Вербилках одновременно с рядовыми изделиями началось изготовление и уникальных предметов, предназначенных для подарков высокопоставленным сановникам Москвы и Петербурга. В 1775 был сделан сервиз для подарка самой императрице, после его успешного изготовления поступил государственный заказ на орденские сервизы.
В 1777-1783 были выполнены Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский сервизы, на которых появилась маркировка фабрики Гарднера, свидетельствующая о том, что Гарднер перестал нуждаться в маскировке изделий под мейсенские. Вскоре, согласно веяниям моды, Гарднер приступает к выпуску статуэток.
В конце 18 в. на фабрике изготавливалось фарфоровых изделий на сумму 25 тыс руб. По сведениям на 1812: посуды 800 дюжин и 9935 штук при 230 рабочих. С 1833 было освоено производство фаянсовой посуды, в 1840-х годах - изделий из опака (см. ОПАК).
В начале 19 в. начался новый этап в развитии фарфора Гарднера. Заводские художники отказались от прямых подражаний европейским образцам и стали искать свой собственный стиль. Удачно сочетая ампирные формы с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора, заводские мастера создали фигурки горожан по офортам из сборника «Волшебный фонарь» (1817), знаменитые гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812, сервизы с изображениями жанровых сценок, яркой цветочной росписью.
В 1820-х годах фабрика Гарднера заняла первое место в России по количеству и разнообразию выпускаемых статуэток. Подражая заводу Попова, Гарднеры выпустили миниатюрные статуэтки высотой 3-5 см, отличающиеся ювелирной отделкой и необычайной тщательностью моделирования. К числу оригинальных мелких изделий относятся фигурные пробки для бутылок в виде голов актеров братьев Каратыгиных (см. КАРАТЫГИН Василий Андреевич) и писателя Фаддея Булгарина (см. БУЛГАРИН Фаддей Венедиктович). В 1860-70-е годы появляется новая серия художественных жанрово-бытовых статуэток из бисквита (см. БИСКВИТ). В 1860-е годы 3/4 ассортимента составляли дешевые сорта столовой и чайной посуды из фаянса и опака отличного качества. В середине 1880-х годов на фабрике вырабатывалось фарфоровых изделий на 208 тыс руб. при 777 рабочих. В 1882 Гарднеры были удостоены права изображать на своих изделиях государственный герб.
С переходом фабрики в руки Кузнецова (1891) производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 ставил на изделиях клеймо Гарднера (на этих условиях ему была продана фабрика). М. Кузнецов систематически издавал прейскуранты своей продукции. Последний прейскурант был выпущен 1 марта 1917: ассортимент, по сравнению с гарднеровским, изменился мало. Новый заводчик пользовался «образцовой» коллекцией Гарднеров, которая еще в 1860-е годы насчитывала более 4 тыс номеров различных фаянсовых предметов, не считая статуэток, до 1500 опаковых и более 1000 фаянсовых. Изучив рынок, Кузнецов на вербилковской фабрике выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады, свечи, люстры, чаши. К 100-летию Бородинской битвы были выпущены тарелки, чашки, сухарницы, блюда, вазы и др. с изображением эпизодов Отечественной войны 1812. К 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах 16-17 вв. В большом количестве фабрика выпускала анималистическую скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов и др.).
Сразу после Октябрьской революции 1917 фабрика была национализирована и объявлена государственной собственностью. Она стала называться государственный Дмитровский фарфоровый завод. В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества.
С 1993 предприятие называется ЗАО «Фарфор Вербилок». Ассортимент насчитывает около 2 тыс изделий.